ООО "ИНИЦИАТИВА"- надёжный поставщик оборудования и материалов

+7 (8412) 505-606, 505-707, 505-909, E-mail: zakaz@init-himmash.ru

На рынке технологического оборудования

ПОЧЕМУ СЛЕДУЕТ ПРИОБРЕТАТЬ КАЧЕСТВЕННОЕ ОБОРУДОВАНИЕ

Современные системы закупок крупных газовых и нефтяных компаний, химических и металлургических холдингов и иных предприятий-потребителей сложного технологического оборудования призваны повысить эффективность закупочной деятельности, бороться с коррупцией, снизить издержки компании на приобретение оборудования. Данные задачи однозначно можно отнести к приоритетным для любой компании. Однако, часто реализация указанных задач приводит к обратному для предприятия эффекту, а именно к незапланированным расходам, сбоям в работе, производственным простоям и другим негативным последствиям.

Первой и по сути главной причиной возможного появления таких негативных последствий является тот момент, что регламент закупочной деятельности компаний практически в 100% случаев рассматривает только цену приобретения оборудования, а не цену потребления, не принимая во внимание, что очевидно "бросовая" более низкая цена "предприятий-гаражей", как правило, получается вследствие:

- использования более дешевой и часто низкосортной стали (например китайского производства),

- привлечения неквалифицированной рабочей силы,

- применения неточной и/или устаревшей техники/оборудования в производстве,

- экономии за счет недовыполнения или полного невыполнения некоторых технологических операций и операций по контролю качества,

- несоблюдения технологии изготовления.

Оборудование, изготовленное с учётом таких "допущений", априори не может работать столь же стабильно, бесперебойно и долгосрочно, как оборудование прошедшее все стадии изготовления и контроля в полном объеме на предприятиях с высококвалифицированным персоналом с поставленной системой качества и оснащённых необходимым производственным оборудованием!

Представители тендерных комитетов и отделов заученно отвечают, что на предприятии-заказчике имеются службы контроля качества, ответственные за входной контроль, что в случае, если такой контроль не будет пройден, то поставщику не оплатят за продукцию (90% компаний на текущий момент практикуют вариант со 100% предпоставкой оборудования и отсрочкой платежа от 20 до 90 календарных дней) и вообще оборудование поставляется с заводской гарантией, а если компания-поставщик будет замечена в неоднократных случаях поставки некачественного оборудования, то её включат в "черный список". Всё это верно, но лишь до некоторой степени, что видно на приведённых ниже вариантах развития ситуации:

   1.  Поставлено оборудование сразу не прошедшее входной контроль:
Да действительно Заказчик в данном случае как-бы не несёт прямых затрат, так как оборудование не будет оплачено до устранения замечаний или его полной замены. Но тут необходимо помнить, что закупка оборудования приурочивается к определённой дате, чаще всего к плановому ремонту, который проводится раз в год, а то и в два года. Вопрос - какая альтернатива у механиков, если оборудование вместо монтажа в технологическую линию должно быть отправлено на доработку или быть полностью заменено? Ответ - они вынуждены оставить старое, отработавшее свой ресурс оборудование в действующей линии, испытывая огромную надежду, что оно, хвала небесам и советскому качеству (несмотря на более чем двадцать лет российского периода, в основной массе сейчас меняется оборудование конца 80-х гг. изготовленное ещё при СССР с тем ещё запасом прочности) проработает ещё год, а в случае поломки получают срыв производственного плана, простой линии, убытки от недовыпущенной продукции и авральные работы по ремонту своими силами, что выматывает штат главного механика и мешает плановым работам. Заменённое же оборудование вынуждено храниться на складе до следующей плановой остановки производства, что накладывает дополнительные издержки.

   2.  Оборудование сомнительного качества смогло пройти входной контроль, начата эксплуатация, выход из строя произошел в период гарантийных обязательств:
Не будем акцентировать внимание, почему входной контроль пропустил оборудование, которое не смогло выработать даже гарантийный срок, а обратимся к полученному эффекту. Самый большой урон, если того производителя/поставщика уже не существует или он есть на том же месте, но уже под другим наименованием - тут всё ясно, Заказчик несёт прямой значительный убыток. Немного сложнее если поставщик все ещё функционирует - вызов представителя, работа комиссии, возврат на исправление оборудование занимает времени от месяца и выше - если не было ЗИПа, то линия вынуждена простаивать, принося убытки. Кто-то может сказать, что в Договорах можно указать пункт о возмещении в порядке регрессии всех понесённых Заказчиком убытков. Однако, даже если такая редакция Договора будет подписана, то убытки Заказчик сможет возместить только в отложенной перспективе и как правило далеко не в добровольной форме, а по решению суда. Судебное же разбирательство, во-первых можно затянуть используя дыры в процессуальном кодексе, а во-вторых если недобросовестный "гаражный" изготовитель сочтёт, что ему более выгодно перерегистрироваться или же просто пропасть (оборудования у них не много, производственные площади чаще всего в аренде) то к концу процесса может стать, что возмещать убытки будет уже некому.

   3.  Поставленное оборудование низкого качества смогло проработать гарантийный срок (в стандарте по отрасли 1,5-2 года с момента ввода в эксплуатацию) и "умерло":
Как мы знаем срок службы оборудования не менее 10 лет. Что получает Заказчик - заменить по гарантии аппараты уже нельзя, претензию выставить тоже. Работать оборудование не может, а до запланированной замены, на которую заложены средства, как денежные, так и людские, ещё долгие годы - приходится аврально изыскивать ресурсы и приобретать оборудование вновь. И хорошо если оно умирало предсказуемо, что позволило заранее купить аппарат в ЗИП и дотянуть до планового ремонта. В противном случае непредвиденные затраты суммируются с затратами п.1 на простой производства и т.д. Чуть меньше "дегтя", если умирающее оборудование удаётся год от года реанимировать. Но и в этом случае предприятие несёт значительные затраты на ремонт и отвлекаются весомые ресурсы службы механика.

   4.  Внесение недобросовестного поставщика в "Чёрный список":
Мера действенная, но только в краткосрочном периоде, так как большинство встречающихся закупочных регламентов позволяло вносить в черный список на срок 1-3 года. А по истечении срока проблема возникает вновь. Но ещё более важно, что "гаражные" производители не дорожат своим именем, элементарно перерегистрируют свою фирму и через короткий период времени под новой вывеской они формально уже имеют право поставлять оборудование тем, кто так стремился этого избежать. Крупный завод (часто организационно-правовая форма в виде Акционерного общества), а тем более холдинг или объединение такого себе позволить не могут - в эпоху всеобщего информационного поля, когда создаются базы подобные Реестру подрядчиков нефтегазового комплекса, потеря доброго имени и имиджа предприятия для них может стать фатальным.

Вторая причина частично завязана на первую - это работа и заключение контракта по дешёвой цене с организациями, частными лицами, ИП не имеющими отношения к производителям, то есть не с официальными дилерами, представителями и торговыми домами производителей, а так называемыми "перекупщиками". Их задача понятна и очень проста: продать дешёвое безотносительно качества оборудование по завышенной цене. Как правило, их обещания о гарантийном обслуживании ничего не стоят. Они после продажи просто прекращают иметь дело с клиентом, т.е. объясняют, что клиент сам в этом виноват, или забирают оборудование на долгое время для ремонта. У них просто нет ни желания, ни возможности обслуживать это оборудование, т.к. они не принимают участия в производстве, и у них, не смотря на их заверения, просто нет нужных специалистов. Что ещё хуже, зачастую данные фирмы являются фирмами-однодневками и через некоторое время, обычно непродолжительное, оказывается, что за поставку некачественноого оборудования и спросить некого. Эта ситуация понятна и проста. Цель перекупщика - быстрый заработок, а не постоянная работа. Другое дело, когда с клиентом работает Завод или его официальный представитель. Завод, особенно с многолетней историей, дорожит своим именем, заботится о своем имидже, авторитете. Он "де факто" не может сбежать или исчезнуть. И стратегия у Завода иная - "при любых обстоятельствах оборудование должно работать!" и тогда по завершению срока службы оборудования на Завод обратятся вновь. Клиенты Завода, будут обслуживаться всегда, и всегда будут оставаться довольными. По этим же причинам заводы очень осмотрительно относятся к предоставлению дилерства - как правило оно предоставляется компаниям зарекомендовавшим себя не один год и заслужившим право быть "лицом" производителя при той или иной поставке оборудования!

Также весьма неприятной стороной работы с перекупщиком является отсутствие полной гарантии соответствия заявленного производителя оборудования и того, какой компанией оборудование произведено реально. В большинстве случаев, Заказчики ввели обязательное письменное подтверждение взаимоотношений с производителем, но они не могут считаться гарантом, что именно у этого производителя будет произведён заказ оборудования. Перекупщик просто обращается на первой стадии к известному производителю и тот, надеясь получить заказ, письменно подтверждает готовность изготовить и поставить продукцию. Это письмо и прикладывается к тендерной документации. А затем, в случае победы, компания-перекупщик с целью максимизации прибыли размещает заказ на предприятии, что часто именуются "шарашкина контора", где оборудование может быть уже не заявленного качества, но значительно дешевле. Заказчикам, которые после проведения тендера не отслеживают детали поставки до конца, это оборудование поставляется не маскируясь с паспортом гаражного производителя. Если контроль ведется вплоть до стадии приемки оборудования, то в ход идут иные схемы, в том числе криминальные, включая подлог писем о взаимоотношениях с производителем, подделка паспортов на аппараты и т.д.

Всем тем, кто хочет избежать описанных выше проблем с поставками некачественного оборудования несомненно будет интересен опыт таких компаний как ТНК-ВР, которая до поглощения Роснефтью практиковала стратегию закупки у ограниченного количества (обычно не более 12) проверенных производителей (и/или их представителей) , на которые направлялась техническая комиссия для контроля качества выпускаемой продукции, а также опыт Газпрома, который сам ведет реестр надёжных поставщиков и др. компаний, ответственно подошедших к проблеме соответствия цены и необходимого уровня качества и надежности оборудования. В этом свете очень важной видится работа Координационного совета потребителей промышленной продукции для нефтегазового комплекса, в чьи задачи входит:

   -  обеспечение взаимодействия служб материально-технического обеспечения нефтегазовых компаний и служб сбыта и управления качеством продукции предприятий - производителей, работающих на территории Российской Федерации;
   -  обеспечение технического перевооружения нефтегазовых компаний с максимальным использованием конкурентоспособной промышленной продукции российского производства;
   -  развитие конкуренции на рынке промышленной продукции, обеспечение равной доступности производителей к программам технического перевооружения нефтегазовых компаний;
   -  разработка и согласование унифицированных технических требований и систем управления качеством промышленной продукции с целью их внедрения на предприятиях-изготовителях;
   -  разработка и согласование унифицированных процедур организации закупочной деятельности нефтегазовых компаний, работающих на территории Российской Федерации;
   -  содействие разработке и внедрению отраслевых стандартов, систем добровольной сертификации и освидетельствования поставщиков промышленной продукции для нефтегазового комплекса;
   -  обмен информацией, организация исследований, мониторинг рынка и подготовка рекомендаций для потребителей, производителей и поставщиков промышленной продукции для нефтегазового комплекса;
   -  подготовка и внесение в органы государственной власти предложений по вопросам тарифного и нетарифного регулированию российского рынка промышленной продукции для нефтегазового комплекса;
   -  взаимодействие с разработчиками технических регламентов и стандартов для обеспечения интересов потребителей и производителей промышленной продукции для нефтегазового комплекса, работающих на территории Российской Федерации;
   -  создание и продвижение информационных баз поставщиков промышленной продукции для нефтегазового комплекса.

ООО «Инициатива» является ОФИЦИАЛЬНЫМ представителем исключительно проверенных ПРОИЗВОДИТЕЛЕЙ и предлагает к поставке только новое ВЫСОКОКАЧЕСТВЕННОЕ оборудование!

В завершение хочется остановиться на тех преимуществах, что дает применение качественного оборудования, произведенного в строгом соответствии с техническим заданием предприятия-заказчика:

   -  Предупреждать непредусмотренные остановки оборудования;
   -  Снизить количество аварийных ремонтов;
   -  Сократить затраты на эксплуатацию оборудования;
   -  Своевременно планировать материальные и трудовые ресурсы, необходимые на обслуживание оборудования;
   -  Обеспечить стабильность и непрерывность производства, практически минимизировав простои;
   -  Повысить качество продукции. Только высококлассное оборудование способно не снижать свою производительность при стабильном уровне качества на протяжении многих лет;
   -  Снизить вероятность нанесения экологического вреда окружающей среде.